Авиационная и ракетно-космическая техника | |
Проведены численные исследования влияния формы профиля на аэроупругие деформации крыла большого удлинения λ = 20. На режимах с одинаковой аэродинамической нагрузкой были исследованы крылья с симметричным профилем и несимметричными профилями, имеющими одинаковые геометрические параметры. Численные исследования показали, что крыло с симметричным профилем больше подвержено деформации на изгиб и практически невосприимчиво к крутке. При аэродинамических нагрузках концевые сечения крыла с несимметричными профилями подвержены крутке, а деформации на изгиб значительно меньше, чем у крыла с симметричным профилем. У всех рассмотренных крыльев аэроупругие деформации уменьшают сопротивление и повышают аэродинамическое качество крыла. Ключевые слова: аэродинамические профили крыла, аэроупругие деформации крыла, аэродинамические характеристики крыла, CFD методы |
|
В настоящее время активно развиваются методы моделирования движения летательного аппарата (ЛА) в атмосфере. Актуальными остаются задачи полного расчета нагрузок по траектории движения и оптимизации траектории и/или конструкции ЛА. В рамках этих задач вычисление силовых и тепловых нагрузок на конструкцию ЛА становится массовой рутинной операцией, что создает огромные трудности из-за ресурсозатратности: вычисление силовых и тепловых нагрузок методами решения уравнения Навье–Стокса невозможно проводить в трехмерной постановке на сложных телах как массовую операцию в приемлемые сроки даже при современном уровне высокопроизводительных аппаратных платформ. Ключевые слова: конвективные тепловые потоки, метод эффективной длины, область растекания, ламинарно-турбулентный переход |
|
Проведены численные исследования интерференции генератора вихрей и крыла с воздушным винтом. Расчеты выполнены в условиях эксперимента в аэродинамической трубе на модели прямого крыла с тянущим воздушным винтом, а также в свободном потоке в широком диапазоне углов атаки. Показано, что установка генератора вихрей позволяет уменьшить размеры отрывной зоны, снизить сопротивление крыла, а также уменьшить шарнирный момент отклоненного закрылка. Ключевые слова: аэродинамические характеристики, прямое крыло, генератор вихрей, тянущий воздушный винт, срыв потока с крыла, шарнирные моменты, CFD-методы |
|
В статье предлагается подход к определению способности пассажирского самолета находиться на плаву при аварийной посадке на воду. В соответствии с требованиями авиационных правил, поведение самолета при посадке на воду должно быть исследовано посредством испытаний модели. Перспективным подходом для этого является численное моделирование. Ключевые слова: сертификация гражданских воздушных судов, аварийное приводнение самолета, метод оптимизации для оценки плавучести самолета, разработка макросов CATIA |
|
В ходе работ по продлению ресурса тросов, устанавливаемых на изделиях дальней авиации, проведен анализ нормативной документации на авиационные тросы, на методы их испытаний, выявлены недостатки прокатных по ГОСТ 2387-80 машин для испытаний тросов на циклическое растяжение (выносливость). Проведены лабораторные дефектовочные исследования тросов с наработкой, построены диаграммы изменения диаметра троса по его длине. Ключевые слова: авиационный трос, система управления двигателями, испытания на выносливость, продление назначенного ресурса, остаточная прочность, разрывная машина |
|
Предложена методика синтеза законов индивидуального управления триммером и закрылком лопасти для раскрутки и торможения несущего винта (НВ) вертолета в условиях ветра. В основу методики положена параметризация искомых законов управления триммером и закрылком лопасти и идентификация их параметров методом максимального правдоподобия. Приведены результаты моделирования раскрутки НВ в условиях ветра при различных величинах относительных хорд триммера и закрылка, а также определена эффективность указанных средств управления для модельной лопасти вертолета типа Ми-171А3. Ключевые слова: лопасть несущего винта, ветровое нагружение, раскрутка и торможение несущего винта, управляемый закрылок, управляемый триммер, метод максимального правдоподобия, оптимизация управления, модифицированный метод Ньютона |
|
Представлена методология, позволяющая решить важную научную проблему по достижению сверхвысоких скоростей при трековых испытаниях новых образцов летательных аппаратов и обеспечению сохранности объекта испытаний в условиях высокоскоростного движения. Предложены новые научно обоснованные технические, технологические и конструктивные решения по созданию средств разгона, определению требований к разгонному устройству, оценки вибрационных воздействий на объект испытаний и трековую каретку, развитию методов трековых испытаний. Ключевые слова: наземные трековые испытания, рельсовый трек, трековая экспериментальная установка, наземные испытания на сверхвысоких скоростях, моделирование аэродинамического обтекания объекта, внешняя среда с различной плотностью, гелиево-воздушная среда, динамика движения трековой каретки, виброударные воздействия при трековых испытаниях |
|
В статье описана методика численного расчета обледенения с электротепловой противообледенительной системой для крыла беспилотной авиационной системы, которую можно применять для трехмерных расчетов обледенения для различных типов БАС: мультироторного, вертолетного, самолетного типов, автожир, VTOL, гибрид и др. Исследовано влияние работы электротепловой ПОС при обогреве передней кромки крыла, состоящего из обшивки, тепло-электроизоляции и нагревательной сетки. Определено, что при повышении нагрева может образовываться барьерный лед на стыке обогреваемой и необогреваемой зон. Показано, что обогрев тепловым потоком 400 Вт/м2 передней кромки крыла на скорости 140 м/с и при температуре –10°C позволяет повысить температуру наружной обшивки до 5 °C и предотвратить образование льда. Ключевые слова: беспилотные авиационные системы, электротепловая противообледенительная система, численное моделирование обледенения и таяния льда, толщина льда на поверхностях крыла, барьерный лед, методика сопряженного теплообмена при обледенении, трёхмерное моделирование обледенения в ANSYS |
|
Рассмотрены ортотропные цилиндрические панели малой кривизны для которых допускается потеря устойчивости и которые нагружены продольными сжимающими потоками при шарнирном и жестком опирании. Для проведения поверочного расчета панелей использованы геометрически нелинейные соотношения и рассматривается начальный этап закритического поведения. Кроме того, для оценки минимальных толщин предложены прикладные методики оптимального проектирования, основанные на аналитических решениях геометрически нелинейных задач с учетом возникающих при закритическом поведении мембранных и изгибных напряжениях. Указанные методики проектирования сведены к численным решениям нелинейных уравнений относительно толщин панелей. Ключевые слова: закритическое поведение, ортотропный материал, мембранные напряжения, изгибные напряжения, цилиндрические панели малой кривизны, сжимающие усилия |
|
Нагруженность некоторых элементов авиационной техники (например, балки пилона двигателя) характеризуется наличием большого количества циклов нагружения с «малыми» амплитудами и высокими средними значениями напряжений. Расчет усталостной повреждаемости с применением широко распространенной гипотезы линейного суммирования усталостных повреждений в совокупности с учетом асимметрии нагружения может приводить к значительному вкладу таких циклов в суммарное значение усталостной повреждаемости, поэтому получение корректных оценок долговечности требует экспериментально обоснованных методов учета «малых» циклов. В статье дан краткий обзор нормативных документов и открытых публикаций, содержащих такие рекомендации. Представлены результаты усталостных испытаний 21 элементарного образца типа «полоса с отверстием» из стали 30ХГСА, проведенных по длительным программам сверхмногоциклового нагружения суммарной продолжительностью более одного года. Влияние «малых» циклов определялось путем сравнения результатов испытаний на растяжение по двум группам программ нагружения: с «малыми» нагрузками и без них. Величина «малых» циклов составила 1/15 и 1/30 от величины основного цикла, а их количество – от 225 до 2866 на один блок нагружения. Показано, что добавление «малых» нагрузок в программу нагружения не привело к статистически значимым изменениям долговечности образцов. Между тем расчетное отношение долговечностей рассматриваемых программ нагружения составило 1,4 и 2,0. Таким образом, разница превысила 40%, что демонстрирует актуальность развития методик учета «малых» нагрузок. Отмечено, что повышение достоверности получаемых экспериментальных выводов требует испытаний большего количества образцов. Ключевые слова: сверхмногоцикловая усталость, «малые» нагрузки, «малые» циклы, циклическая долговечность, усталостные испытания, элементарные металлические образцы, предел выносливости материала |
|
Проведены исследования роста повреждений, вызванных ударом падающим грузом, в опытных образцах из ламината, армированного углеродным волокном, под действием циклического сжатия. Цель данного исследования – является выявление закономерностей роста ударных повреждений в композитном элементе при циклических нагрузках на основе испытаний, неразрушающего контроля и теоретической модели роста заложенного расслоения. Определены размеры и глубина внутренних расслоений до и после испытаний. Представлена и протестирована теоретическая основа удельного роста повреждений. Осуществлено численное моделирование приближенного роста повреждений. Циклические испытания выявили несколько стадий нестабильного роста расслоений и их остановку до истечения заданного числа циклов. Характеристики возникновения и роста обнаруженных повреждений с помощью ультразвукового контроля прогнозируются с использованием теоретического анализа и численного моделирования. Подтверждена возможность расчетной оценки устойчивости к повреждениям композитного элемента при циклических нагрузках. Ключевые слова: композитные конструкции, устойчивость к повреждениям, прогрессирующее расслоение, усталость при сжатии после удара, механические испытания, механика разрушения, ультразвуковая дефектоскопия |
|
Исследовалось влияние монодисперсного течения на газодинамические потери в камере сгорания и горловине сопла ракетного двигателя твердого топлива (РДТТ) классической схемы, моделирование осуществлялось в осесимметричной и трехмерной постановках. Моделировались течения с частицами размером 2, 10 и 50 мкм, массовая доля которых составляла 4,625%. Использовался подход, основанный на решении осредненных по Рейнольдсу уравнений Навье–Стокса с применением двухпараметрических моделей турбулентности k–ε RNG и k–ω SST в квазистационарном приближении. Представлены характерные профили скорости и концентрации в камере сгорания, минимальном сечении, а также потери скорости двухфазного потока на срезе сопла в зависимости от размера инертных частиц и применяемых моделей турбулентности. Показаны немонотонность газодинамических потерь и характерная зависимость коэффициентов расхода и сопла от размера частиц двухфазного потока. Представлены влияние двухфазного течения на расположение поверхности критического перепада давления в горловине сопла и различие между решениями задачи для двухфазного потока в ракетном двигателе твердого топлива в осесимметричной и трехмерной постановке. Ключевые слова: ракетный двигатель твердого топлива, металлизированные твердые ракетные топлива, двухфазное течение, профиль скорости в канальном заряде, коэффициент расхода сопла, коэффициент сопла |
|
Рассмотрена конструкция двухканальной горелки малоэмиссионной камеры сгорания газотурбинного двигателя, работающего на природном газе. Приведены результаты исследования двух горелок различных конструктивных исполнений. Базовая горелка содержит корпус, завихритель с соплом и полыми лопатками, имеющими отверстия для выхода струек топлива. Завихритель содержит расширяющееся центральное тело, в котором установлена форсунка с каналами подвода топлива. Модернизированная горелка содержит конфузорный насадок на выходе из сопла и центральное тело цилиндрической формы, которое вдвое короче, чем у базовой горелки. Ключевые слова: двухканальная горелка, малоэмиссионная камера сгорания, полнота сгорания, выбросы вредных веществ |
|
Приведены результаты экспериментального исследования методом теневой анемометрии частиц PSV (Particle Shadow Velocimetry) характеристик факела распыла капель воды, формируемого аэродинамической системой распыливания. Такие системы применяются в прямоточных камерах сгорания, где выполняют функции фронтового устройства. По аналогии с карбюраторами, в аэродинамической системе распыливания жидкость впрыскивается в воздушный поток, проходящий через внутренний канал распылителя и уже в виде воздушно-капельной смеси подается в камеру сгорания. Предсталвено описание экспериментальной установки, обеспечивающей подачу в аэродинамическую систему распыливания воды и воздуха с заданными параметрами. Методом PSV получены распределения по высоте распылителя средней скорости (Vср, м/с) и среднего заутеровского диаметра (d32, мкм) капель в факеле распыла. Дополнительно для качественной оценки равномерности распыливания выполнена скоростная фотосъемка факела. Ключевые слова: аэродинамическая системы распыливания, факел распыла капель, прямоточная камера сгорания, метод теневой анемометрии частиц, метод PSV, среднезаутеровский диаметр капель, струйная форсунка |
|
Представлены два перспективных метода, которые могут быть использованы для улучшения формы и управления напорной характеристикой осевого насоса с низкой быстроходностью. Ключевые слова: осевой насос, надроторное устройство, осевые канавки (проточки), лопаточное входное устройство, закрутка потока на входе |
|
В настоящей статье представлены результаты численного моделирования наружного ротора экспериментальной установки двухвальной роторной сиcтемы. Рассмотрено два варианта дисбаланса, которые были реализованы с помощью сосредоточенной массы, прикрепленной к первому диску. Исследовалось влияние дисбаланса на собственную частоту ротора, на предельную частоту вращения ротора и на критическую частоту. Для этого был проведен расчет собственных частот и форм колебаний ротора с двумя вариантами дисбаланса, расчет на прочность с учетом критерия разрушения для материалов ротора и расчет резонансных колебаний. Ключевые слова: повышенный уровень вибраций роторов, дисбаланс ротора, значения критических частот вращения, массово-жесткостные характеристики ротора, установка двухвальной роторной системы, анализ собственных частот и форм колебаний, решения задач роторной динамики, нелинейный анализ динамики роторов, квазистатическая раскрутка ротора, определение предельной частоты вращения ротора, критерий разрушения по первым главным деформациям |
|
Рассмотрен перевод космического аппарата на полярную околокруговую геометрически устойчивую орбиту вокруг Марса. Такая орбита может быть использована для эффективного зондирования планеты. Ключевые слова: перелет с малой тягой, оптимальный межорбитальный перелет, формализм принципа максимума Понтрягина, геометрически устойчивая орбита Марса, солнечно-синхронная орбита, дистанционное зондирование Марса |
|
В статье представлена методика использования аэродинамического маневра в атмосфере Юпитера для уменьшения расхода рабочего тела на переход космического аппарата (КА) с межпланетной траектории на орбиты галилеевых спутников Юпитера. Рассматривается движение космического аппарата в атмосфере Юпитера с постоянными углом атаки, углом скольжения и аэродинамическим качеством. Приведены примеры моделирования пространственного аэродинамического маневра для выведения космического аппарата на орбиты галилеевых спутников: Ио, Европа, Ганимед и Каллисто. По результатам расчета сделан вывод, что формирование заданных орбит в сфере действия Юпитера с помощью пространственного аэродинамического маневра позволяет значительно уменьшить расход топлива и увеличить массу полезной нагрузки. Ключевые слова: космический аппарат для исследования Юпитера, движение в атмосфере Юпитера, пространственный аэродинамический маневр в атмосфере Юпитера, уравнения движения космического аппарата в атмосфере планеты, модель атмосферы Юпитера |
|
Машиностроение и машиноведение | |
Наличие сингулярностей в роботизированных манипуляторах создает значительные трудности в обеспечении стабильности, отслеживания траекторий и точности управления, что может привести к потере управляемости и снижению производительности. В данной статье рассматриваются управление траекторией и реализация передовых интеллектуальных методов управления для предотвращения сингулярных конфигураций в манипуляторах с шестью степенями свободы. Используются пропорционально-интегрально-дифференциальное (ПИД) управление, управление на основе нечеткой логики (НЛУ) и гибридный подход, сочетающий НЛУ и ПИД. Гибридный контроллер НЛУ-ПИД разработан для динамической адаптации параметров управления в реальном времени на основе определения близости к сингулярностям, что повышает способность манипулятора выполнять задачи с высокой точностью и надежностью. Результаты моделирования и сравнительного анализа показывают, что при использовании НЛУ-ПИД средние ошибки отслеживания уменьшаются на 60%, стабильность системы возрастает на 80%, а энергоэффективность повышается на 20% в условиях, порождающих возникновение к сингулярности. Ключевые слова: манипулятор, предотвращение сингулярностей, оптимизация траекторий, интеллектуальное управление, ПИД управление, управление на основе нечеткой логики, гибридное управление НЛУ-ПИД |
|
Рассматривается возможность применения технологической оснастки с рабочим силовым элементом из материала с эффектом памяти формы для повышения точности базирования тонкостенных прецизионных цилиндрических деталей на финишных операциях механической обработки. Представлена методика проектирования и расчета показателей технологической оснастки для базирования подобного типа деталей. Произведено шлифование опытного образца в условиях базирования на изготовленном опытном образце оправки. Ключевые слова: волновая зубчатая передача, материал с эффектом памяти формы, базирование тонкостенных прецизионных заготовок |
|
Конструкция формирователя поля играет существенную роль в процессе магнитно-импульсной сварки (МИС) листовых деталей летательных аппаратов. Он должен быть спроектирован таким образом, чтобы магнитное поле максимально было сосредоточено в активной рабочей зоне. Одновременно важно позаботиться о механической прочности формирователя поля (ФП), чтобы напряжение Фон-Мизеса, действующее на него, всегда было ниже прочности материала, используемого для его изготовления. При МИС металлические заготовки прижимаются и формируются давлением, создаваемым с использованием интенсивного нестационарного магнитного поля, путем пропускания импульса электрического тока через катушку в цепи импульсного питания. Наведенные вихревые токи в заготовке создают магнитное поле, направление которого противоположно направлению исходного магнитного поля, это приводит к взаимному отталкиванию заготовок. Ключевые слова: сила Лоренца, магнитно-импульсная сварка, конечно-элементный анализ, одновитковая катушка, формирователь поля, скин-эффект, численная модель SPH, окно сварки |
mai.ru — информационный портал Московского авиационного института © МАИ, 1994-2025 |